• SoundOut

Дисней и классическая музыка

Карантин все продлевают, а идеи, чем заняться стремительно заканчиваются? Искусствовед Мария Угольникова, совместно с SoundOut, подготовила статью, которая окунет ваших детей в волшебный мир Disney и познакомит с классической музыкой.

Если вы когда-нибудь смотрели мультфильмы без звука, то понимаете, как важна музыка для создания настроения. Уолт Дисней тоже определенно понимал это. Его любовь к классической музыке в сочетании с талантом его мультипликаторов рассказывать захватывающие и красивые истории подарила нам шедевры анимации, которые хочется смотреть (и слушать!) и сегодня, спустя десятилетия.


Стоит начать с того, что Уолт Дисней был пионером в использовании музыки в анимационных фильмах. Преданный поклонник Чарли Чаплина, он мечтал достичь того же успеха, что и его кумир. Чаплин был против «говорящих фильмов», он отмечал, что : «пантомима это язык, который способен понять весь мир, а короткие титры только подчеркивают действие… мои фильмы понимают и в Китае, и в Африке, их одинаково любят французы и немцы. Вот и все объяснение». Но Уолту Диснею мало было беззвучной пантомимы.

«Давайте сделаем мультфильм, где картинку будет сопровождать звук!» – заявил Дисней, и это стало началом новой эпохи в мире анимации.


29 июля 1928 года на студии Walt Disney состоялся первый пробный показ короткометражки про Микки Мауса, когда музыканты пытались записать трек поверх уже идущего мультфильма. Идея провалилась, и Уолт осознал, что подход нужно менять. «Парни, что скажете, если мы СПЕРВА запишем звук, а потом наложим сверху картинку?»

Спустя несколько дней, взяв кредит, Уолт Дисней появился на студии с фильмофоном, который позволял записывать звук прямо на пленку.

18 ноября 1928 года состоялась премьера первого звукового анимационного фильма студии Уолта Диснея, в колониальном театре компании Universal. Фильм назывался «Пароходик Вилли».


Это был грандиозный успех. Мультфильм был черно-белым, простым и очень мелодичным. Композитором выступил Карл Сталлинг. Именно он предложил выпустить небольшой мультик, в котором музыка бы применялась более связно, чем в предыдущих короткометражках про Микки Мауса, в которых партитуры были подчинены требованиям сюжета и делали акцент на шутках и приколах. Именно в начале 30-х годов в мультипликационном кино сложились свои приемы музыкального оформления. Наиболее распространенный из них – прием точного параллелизма музыки и изображения: мелодия буквально повторяет или имитирует движение на экране (причем получаемый эффект может быть как пародийным, так и лирическим). Лучше всего это иллюстрирует серия Диснея «Забавные Симфонии», воплощающие в зрительных образах известные музыкальные произведения.

Сериал «Забавные Симфонии», был запущен в 1929 году по предложению Сталлинга, и каждая серия вводила новых героев и истории в различных музыкально-вдохновленных и фантастических исполнениях. Именно Сталлинг создал партитуры примерно для пятнадцати последовавших за «Пароходиком» успешных короткометражек. Он назвал их “musical novelty” – музыкальные новинки, хотя, на самом деле, это были адаптированные классические произведения.

Первой стала симфония «Танец Скелетов» 1929 года, идея для которой была взята в классической композиции «Danse Macabre» - «Пляска смерти» французского импрессиониста Камиля Сен-Санса.

SoundOut | Франция в четыре руки К. Сен-Санс – "Пляска смерти" для фортепиано в четыре руки в исполнении Фатимы Дзусовой и Елены Мойсеенко

Для «Танца Скелетов» Сталлинг перекладывал не только сочинения Сен-Санса, но также он интегрировал классическую фортепианную пьесу «Марш гномов» Эдварда Грига вместе с собственными оригинальными темами.

Интеграция классической музыки была обычной практикой в раннем голливудском озвучивании и продолжалась использоваться в коротком метре, даже когда студия нанимала штатных композиторов для записи саундтреков в 30-х годах.

Стоит упомянуть «Ужасного Тореадора» 1929, музыка в котором – адаптированная версия оперы «Кармен» Жоржа Бизе 1875 года, и переработанная «весенняя песня» из лирической серии «Песня без слов» Феликса Мендельсона,

«Адские колокола» 1929, в которых использована музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля», и «Похоронный марш марионеток» Шарля Гуно,

«Весну» 1929 – использовалась музыка из Пер Гюнта «Утро», Эдварда Грига, а также «Шепот цветов» Франца фон Блона, и Жака Оффенбаха «La Gaité Parisienne»,

«Ночь» 1930 – которая начинается с «Лунной Сонаты» Бетховена, и

«Музыкальную страну» 1935 – переработанный «полет Валькирий» Рихарда Вагнера.

Примечательно, что несмотря на заимствования, студия Диснея указывала в титрах исключительно Сталлинга. Несмотря на это, эти короткометражки подготовили почву для будущих Диснеевских шедевров.

Главным полнометражным анимационным фильмом, который стал «любовным письмом» Уолта Диснея к классической музыке, стала «Фантазия» 1940 г.

К сожалению, мультфильм не добился коммерческого успеха и не стал популярным у широкой публики. Главной проблемой, не давшей студии окупить затраты на фильм, была «Фантасаунд», звуковая система, которую Дисней сделали специально для кинотеатров. Принцип устройства был в том, что звук записывается на разные дорожки и передается через большое число динамиков, которые окружают зрителя со всех сторон и добавляют реализма - «гениально, но дороговато». В то время сталь использовалась в основном для производства оружия и цены были головокружительными. Кинотеатры редко могли позволить себе установить систему, а чем меньше залов, где идет фильм, тем меньше прибыль.

Несмотря на это, «Фантазия» – настоящий музыкальный и анимационный шедевр. В 1999 году все музыкальные дорожки перезаписали с применением современных технологий, включая классический сюжет «Ученик Чародея». В качестве связующих звеньев между абсолютно самостоятельными историями выступил Филадельфийский оркестр под руководством Леопольда Стоковски. Фильм получил два Оскара – Стоковски наградили «за уникальную роль новой формы наглядной музыки в произведении Уолта Диснея».

Руководство ко всем великим музыкальным произведениям, включенным в этот фильм.

С началом войны и резкой критикой фюрера образа Микки Мауса, европейский прокат стал недоступен для американской студии.

Война кардинально поменяла правила игры – компания вынуждена была стать акционерным обществом и оказалась на грани банкротства. Однако, в 1940 году Банк Америка выдал компании Дисней новый кредит на развитие, поскольку, как отметил председатель правления Амадео Джаннини, - «..их фильмы со временем нисколько не потеряют своей ценности. После войны людям иногда будет хотеться чуть-чуть помечтать…».

К своей мечте создавать красивые музыкальные сказки Уолт Дисней смог вернуться в 1946, после окончания войны. Студия создала короткометражку длительностью в 15 минут по симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк». Сказка учит детишек распознавать музыкальные инструменты через образы животных и людей. Они представлены в оригинальной партитуре, каждый из которых представляет собой разный инструмент – гобой становится уткой, кот – кларнетом, волк – валторнами, а ворчливого дедушку колоритно иллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых. Персонажи глупы и очаровательны, но музыка – сердце этой сказки. Диснеевская версия «Пети и волка» делает классическую музыку доступной и легкой.

Музыкальная сказка во всем мире является одним из самых исполняемых сочинений Прокофьева. Великий композитор лично сыграл на фортепиано «Петю и волка» и подарил Диснею партитуру этого сочинения.

Рекомендуем нашим читателям послушать перезаписанную версию, озвученную Дэвидом Боуи.


Чуть позже «Петя и волк» вошел в знаменитую диснеевскую полнометражку 1946 года – «Сыграй мою музыку».

В 1947 году Уолт Дисней решил вернуться к созданию полнометражных мультфильмов. Он брал классические сюжеты – «Питер Пэн», «Золушка», «Алиса в стране Чудес» и «Спящая красавица».


Партитура Джорджа Брунса к фильму «Спящая красавица» 1959 года была вдохновлена одноименным балетом П. Чайковского и щедро использовала темы и мелодии из оригинала. Знаменитая лирическая пьеса «Однажды во сне» – фрагмент Чайковского «Вальс Гирлянд». Повторно используя фрагменты и мелодии из балета, Брунс смог подчеркнуть фантастические и романтические аспекты одного из самых красивых полнометражных фильмов Диснея.

Галина Чистякова и Диего Беноччи, совместно с SoundOut, организовали потрясающий концерт для 4-х ручного дуэта, исполнившего музыку из «Спящей Красавицы» в переложении Рахманинова.

На этом изумительном мультфильме мы закончим наш рассказ. Уолт Дисней ушел из жизни в 1966, но его фильмы стали культурным и социальным феноменом. Для Диснея музыка была равноправным компонентом кинопроизведения, одним из важнейших голосов кинематографической полифонии, нередко становящийся ключом к раскрытию содержания фильма.

Смотрите, слушайте и до встречи на концертах Sound Out!



Мария Угольникова для SoundOut

 

Sound Out

©2020 by Sound Out