• SoundOut

Про кота, мышонка и магию: "Том и Джерри" и классическая музыка

Классика вечна, а мультфильмы с классической музыкой всегда имели и будут иметь успех! Если слова "классическая музыка" вызывают у вас негативные ассоциации, то SoundOut – это то, что вам нужно! Сегодня искусствовед Мария Угольникова познакомит нас с классической музыкой, которую мы так часто могли слышать в мультфильмах студии MGM, но не подозревали об этом!



“Metro-Goldwyn-Mayer”, известная всем как «MGM», хвасталась, что у нее звезд больше, чем на небе. Студия собрала у себя лучших режиссеров, сценаристов, операторов, художников и костюмеров Голливуда. Возможна, вся история мультипликации сложилась бы по-другому, если бы в 1929 «MGM» подписала контракт с Уолтом Диснеем. В эру немого кино студия не выпускала мультфильмы, однако огромный успех Уолта Диснея не оставил их равнодушными. Сделке помешало опасение «MGM», что прокатчик и финансист Диснея Пэт Пауэрс поставит их в невыгодные условия.

Однако «MGM» удалось переманить одного из лучших мультипликаторов Диснея, Аба Айверкса, человека, который в одиночку мог отрисовать короткометражку про Микки-Мауса в очень сжатые сроки.

В 1930-х авторское право не было под защитой юристов и «MGM» выпустила серию цветных мультфильмов, которую окрестила «Счастливыe Гармонии» «Happy Harmonies» (1934-1938) и которые повторяли стиль Диснеевских «Забавных симфоний» «Silly Symphonies».

И тут мы подходим к важному – студия точно так же использовала классику для озвучки своих мультфильмов. Самыми известными и любимыми из которых стала серия о приключениях Тома и Джерри.


Серия родилась внезапно – во главе созданной “MGM” собственной анимационной студии был поставлен за выслугу лет в коммерческом отделе Фред Куимби. Он был облечен властью и отличался полным отсутствием чувства юмора.

В 1940 году произошло удивительное событие, которое принесло «MGM» бессмертие – два режиссера-аниматора, Билл Ханна и Джо Барбера сняли фильм «Кот получает пинка» - «PussGets the Boot» (1940) и ввели двух персонажей, которые под именами Том и Джерри стали ведущими звездами студии.

Прежде всего, имелся отличный сценарий. Хозяйка предупреждает кота, что, если он разобьет еще хотя бы одну вещь, его выкинут из дома. Мышонок надеется отомстить задире – угрожает разбить посуду, вынуждая кота сдаться. Разумеется, следуют повороты сюжета, сдвигающие «равновесие силы» то в одну, то в другую сторону. В финале кот изгнан, а мышонок приделывает над своей норкой табличку «Дом, милый дом». Между котом и мышонком нет диалога, да он и не нужен – все выражено в ситуациях и характерах.

Фред Куимби не придал значения картине, а она была номинирована на Оскар!

Билл и Джо вернулись к своим персонажам работали над ними в течение последующих 15 лет. Они стали тандемом, как и их персонажи – Ханна стремился к режиссуре, Барбера к драматургии.

Сюжеты почти всегда придумывал Джозеф Барбера, один из самых изобретательных художников анимации за все время ее существования. Поразительно, как один человек мог найти столько вариаций одной и той же темы. Охота Тома на Джерри — это как бы ритуальное действие. Зрители понимают, что кот вовсе не жаждет съесть мышонка и главное в погоне – сама погоня. Между Томом и Джерри существует тайный сговор, он-то и придает всему действию силу и привлекательность. Порой оба героя объединяются против третьего лица, вторгшегося в их владения, в иных случаях кот, забыв свою роль, действует, как мышонок, а Джерри считает своим долгом вернуть все на круги своя.

Билл Ханна говорил о Джозефе Барбера: «Он умел лучше других вкладывать эмоции в самые короткие сюжеты».

Достойным партнером в этой работе был музыкальный директор Скотт Брэдли, сумевший приспособить стиль своей музыки к драматургии и характеру одушевления в мультфильмах студии MGM. Подобно Карлу Сталлингу из компании Warner Brothers, он имел свободный доступ к фонотеке и использовал оттуда мелодии.

Эталоном его творчества стала «Трамвайная песнь» «the trolley song» из фильма «Meet me in St. Louis» (1944). Практически каждый раз, когда Том и Джерри направлялись на кухню за едой, звучала мелодия «Пой перед завтраком» из Мелодии Бродвея 1935 – «Sing before Breakfast». – Broadway Melody of 1936.

Когда мультфильмы стали более темповыми и энергичными, Брэдли, соответственно, добавил музыке живости и остроумия. Так как в мультфильмах про Тома и Джерри почти не было диалогов, музыка была очень важна.

В 1943 году Ханна и Барбера получили первый из семи «Оскаров» за «Тома и Джерри», которые будут им присуждены в последующие девять лет – рекорд, выбивший Диснея из седла на целое десятилетие и закрепивший за ними репутацию «вундеркиндов от анимации».

С годами, во многом благодаря влиянию Текса Эйвери, сериал про Тома и Джерри добился потрясающих результатов. Возрастающий темп, помноженный на все более острые трюки, доводил развязку до нужного напряжения. Пожалуй, лучше всего Эйвери чувствовал темпоризм комического трюка. «Я обнаружил, что глаз фиксирует действие длительностью в пять кадров. Это значит, что за одну пятую часть секунды происходящее на экране действие должно дойти до вашего сознания. Если, например, падает наковальня, достаточно показать ее за 4-5 кадров до удара и потом – бум! – она уже тут. И совершенно неважно, откуда она появилась. Это делает трюк гораздо смешнее, чем если бы вы следили за траекторией ее падения.»

Для начих читателей мы выбрали один из лучших мультфильмов про Тома и Джерри, и, разумеется, он о классике.

«Кошачий концерт» (1947) показывает Тома в роли пианиста, который с исключительной виртуозностью начинает «обрабатывать» клавиатуру. Его вдохновение нарушается, когда звуки «Венгерской рапсодии» Листа пробуждают Джерри, спавшего внутри инструмента. Следует настоящая дуэль остроумнейших трюков, в течение которых Том ни разу не выбивается из ритма, несмотря на ужасное неравенство в положении. Когда Том слезает и продолжает играть пальцами рук, Джерри меняет мелодию рапсодии на мелодию песню «Едем в Атчисон, Топеку и на Санта-Фе». Том начинает играть аккорд, Джерри раз за разом подпрыгивает и строит коту рожи. Том хватает мышонка в воздухе и засовывает его в стул. Джерри вылезает оттуда и манипулирует длиной стула при помощи колеса, подняв и резко опустив его. Том приземляется лицом на рояль и играет два аккорда фортиссимо, как бы говоря Джерри «сейчас ты у меня получишь».

Аниматоры изучали игру пианиста Скотта Брэдли, чтобы правильно передать движение пальцев. По комизму и музыкальности «Кошачий концерт» может считаться подлинным шедевром во всех отношениях. В 1994 году попал в список 50 величайших мультфильмов всех времен и занял там 42 место.

(Возможно, вам будет интересно узнать, что возглавляет рейтинг короткометражка «What’sOpera, Doc?» (1957), которая входит в сборник «Merrie Melodies» компании Warner Bros. Cartoons. Это пародия на оперы Рихарда Вагнера «Песнь о Нибелунгах» и «Тангейзер».)

Позже, по сценарию Майкла Мальтиза был снят музыкальный «Кот наверху, мышонок внизу» 1964 года. Том – баритон Томассино Катти-Каззаза исполняет «Место! Раздайся шире, народ!» из «Севильского цирюльника», в то время как Джерри пытается уснуть в своей норке под сценой концертного зала.

Беспрецедентная длительность успеха Тома и Джерри объясняется великолепным сочетанием трех решающих компонентов - первоклассной актерской анимацией, прочной сюжетной основой и отличной отработкой трюков. Но без хорошего музыкального сопровождения, которое встречается практически в каждой серии, сериал не остался бы в истории как эталонный.


Еще одним шедевром синтеза анимации и классической музыки можно назвать короткометражку «Концерт в Голливудской чаше» 1950. В этой серии Том дирижирует оркестром, исполняющим «Летучую мышь» Иоганна Штрауса. Разумеется, лавры Тома не дают покоя Джерри, и он решительно выходит на подиум во фраке и с палочкой. После долгой и весьма насыщенной борьбы за внимание оркестра и публики за пультом остается мышонок, а кот играет за всех мзыкантов сразу. Забавный факт – так же, как и в «Кошачьем концерте», в этой серии у Тома отсутствует хвост.


Лучшие серии «Тома и Джерри», которые мы рекомендуем вам посмотреть

1. «Кот из Кегельбана» – “The bowling Alley-Cat” 1942

2. «Кошачий концерт» – “The Cat Concerto” 1947

3. «Мышиная уборка» – “Mouse Cleaning” 1948

4. «Старый добрый Том» – “Old Rockin’ Chair Tom” 1948

5. «Пес нам не товарищ» – “Dog Trouble” 1942

6. «Котик, потерявший голову» – “Nit-Witty Kitty” 1951

7. «Небесная киска» – “Heavenly Puss” 1949

8. «Концерт в Голливудской чаше» – “Tom and Jerry in thу Hollywood Bowl” 1950

9. «Капканы на Джерри» – “Designs on Jerry” 1955

10. «Том-спортсмен» – “Muscle Beach Tom” 1956

11. «Кот наверху, мышонок внизу» – the Cat Above and the Mouse below 1964

12. Полнометражный фильм «Том и Джерри – фестиваль юмора» The Tom and Jerry Festival offun 1962, куда вошли фрагменты из 18 лучших выпусков сериала

* «Что за опера, док?» - “What’s Opera, Doc?” 1957

Весной 1957 года «MGM» закрыла анимационное производство, положив конец серии короткометражек про Тома и Джерри, ставших эталоном для всей анимационной продукции Голливуда. Сценарно-режиссерская команда «Ханна-Барбера» осталась в истории рекордсменом по длительности и стабильности в создании качественных мультфильмов с постоянными героями без перерывов и без каких-либо изменений первоначально установленных принципов.

История студии MGM на поприще анимации была своеобразной и пестрой.

В течение двадцати лет она являла собой образец высокого качества, а в последующие годы сама разрушила эту репутацию. Но во времена, когда анимационным отделением руководили Тэкс Эвери, Билл Ханна и Джо Барбера, когда вместе с ними была группа талантливейших аниматоров, из стен студии вышли фильмы, лучше которых никто никогда не делал.


Мария Угольникова для SoundOut

 

Sound Out

©2020 by Sound Out